8-800-2345095

Интервью генерального директора Курганского индустриального парка журналу Cher Ami

03.04.2017

IP_Cherami_Страница_1.jpg

Да, господин Резидент!

Год назад, в июне 2016-го, на площадях бывшего завода КЗКТ открылся первый в Курганской области индустриальный парк. Зауралье стало 46-м регионом России, где запустили этот механизм привлечения инвесторов. Благодаря ему несколько лет назад заговорили о «калужском экономическом чуде»: индустриальные парки с особыми условиями для резидентов – и в небольшую область на границе с Москвой потянулись международные компании «Нестле», «Самсунг», «Л`Ореаль», «Фольксваген», «Вольво». 
Прецедент Калуги показал: там, где есть свободная земля и старые промышленные зоны, есть будущее. С собственным индустриальным парком у Кургана тоже появился шанс вытянуть счастливый билет. Размер выигрыша может варьироваться: от резидента в лице крупного внешнего инвестора до небольших предприятий местного значения. В любом случае город получит налоги, рабочие места и избавится от зияющей дыры на карте – запущенную заводскую территорию наконец-то облагородят. 
Налоговые льготы, поддержка органов власти и низкая стоимость электроэнергии – про эти и другие преимущества Курганского индустриального парка рассказывает генеральный директор Игорь Сергеев. 

- Игорь Сергеевич, на какое количество резидентов рассчитан индустриальный парк?

- В нашем распоряжении больше 11 тысяч кв. м офисно-административных помещений и 77 тысяч производственных. Количество резидентов, которое мы способны вместить, зависит от их размера. Если производства крупные, то два или три. Но у нас могут размещаться и небольшие предприятия. Для них мы «нарезаем» площади от 1000 кв. м.

Административные помещения находятся в двух шагах от цехов, и это тоже положительный момент. Они подходят для офисных сотрудников, инженеров, айтишников, операторов. То есть в индустриальном парке легко сосредоточить все подразделения предприятия. 

- Сколько у вас резидентов на этот момент?

- Действующих – два. Еще три находятся в стадии переговоров или выходят на ремонтные работы. Весна внесла оживление, поэтому, надеюсь, весь год внимание к площадке со стороны резидентов будет.

- Что такое индустриальный парк? Что вы предлагаете кроме, образно говоря, крыши над головой?

- Все необходимое, чтобы переехать в наши помещения хоть завтра. Индустриальный парк – это производственная площадка «под ключ»: с подъездными путями, железнодорожной веткой, электроэнергией, газом, тепло- и водоснабжением. Мы подводим системы к границам арендованного участка, а дальше резидент распределяет их по своему усмотрению.

Наш индустриальный парк относится к типу браунфилд, в противовес которому выступает гринфилд, где все строят с нуля в чистом поле. Браунфилд предполагает иной уровень затрат и время на запуск производства. Мне кажется, он оптимально подходит для экономики региона. 
Кроме того, у каждого индустриального парка, и мы не исключение, существует собственная управляющая компания. Она оказывает резидентам дополнительные услуги – обслуживает здания, организует охрану, уборку территорий и помещений. Только приходи и начинай работать, остальное мы сделаем за тебя! Важное дополнение к перечисленному – налоговые льготы.

- А подробнее?

- Резиденты индустриального парка имеют льготную ставку по налогу на прибыль, а от транспортного, земельного и имущественного налогов освобождены. Когда разрабатывались условия, мы стремились сделать индустриальный парк привлекательным для крупных и небольших инвесторов. На мой взгляд, современному промышленнику, который умеет считать деньги, локализация у нас будет комфортна. Поставил фундаменты для станков, завез оборудование – и выпускай продукцию.

- Вы сказали, что ваша главная аудитория – промышленные предприятия. В каких отраслевых направлениях вы больше заинтересованы?

- Есть парки с ярко выраженной специализацией. В Татарстане автоконцерн КамАЗ собрал вокруг себя поставщиков комплектующих и подрядчиков в индустриальный парк. В Кургане якорного заказчика нет, мы универсальны. Отраслевые предпочтения определяет компоновка помещений – корпуса длинные, вытянутые, с широкими пролетами и высокими потолками. Они подходят промышленникам с поточным производством, у кого с одной стороны цеха подвозят сырье, а с другой забирают готовую продукцию.

Так как наш главный козырь – электроэнергия по хорошему тарифу, нам интересны предприятия с высоким электропотреблением. Мини-ТЭЦ «Западная» и городские сети обеспечивают энергоснабжение индустриального парка без перебоев.

- Тариф значительно ниже общегородского?

- Для промышленников – да, существенно: 3,70 рубля за кВ/ч вместо 5-6. Наши тарифы сопоставимы с тюменскими. Мини-ТЭЦ «Западная» открылась одновременно с индустриальным парком. Сейчас она выдает 24 МВт электрической мощности и 40 Гкал/ч тепловой, работает на базе эффективных финских газопоршневых установок. 

- За счет чего вы смогли предложить бесплатное подключение к энергосетям и снизить тарифы на электроэнергию и тепло?

- Затраты на подключение мы берем на себя. Понимаем: если сами их не понесем, резидентов будет невозможно заставить сделать это.

- Сколько энергоемких производств можно разместить в парке?

- Неограниченное количество. В распоряжении две подстанции общей установленной мощностью 146 МВА. Здесь может быть и литейное производство, как при КЗКТ. 

По словам аналитика агентства «Инвесткафе» Романа Гринченко, главное отличие индустриальных парков от обычных промышленных площадок заключается как раз в управляющей организации. Насколько выгодны те условия, на которых управляющая компания оказывает услуги, и не опасна ли для резидента эта привязка к монополисту?

- Думаю, нет. Прежде всего, управляющая компания заинтересована в резидентах и долгосрочных договорах. На отраслевых конференциях не раз звучало: в среднем 80-85% доходов индустриальный парк получает от аренды. Зажимать резидента, предлагая услуги по безумной тарификации, бессмысленно. Задача управляющей компании обратная – создать комфортную среду, из которой резиденту не захочется уйти. Лучший способ выстроить такие отношения – действовать по принципу: «Все, что нужно, мы сделаем». Однажды кандидат из другого города спросил, можем ли мы помочь с кадрами. Мы ответили: «Не проблема, подберем». Хотите проводить конференции и семинары – мы сделаем зал. Хотите кадровую службу – пожалуйста. Хотите инжиниринговое проектирование – мы найдем вам проектировщика. Даже взаимодействовать с банками через индустриальный парк проще, чем обращаться в качестве индивидуального предпринимателя.

- Есть ли ограничения по минимальному сроку договора?

- Мы их не ставим. Как правило, все, кто приходит, сами рассчитывают на долгосрочные отношения. Этим промышленники отличаются от торговли. Переезжать с оборудованием хлопотно и накладно, и они ищут место, где смогут развиваться не один год. Мы со своей стороны предлагаем договор с понятным, прозрачным порядком изменения арендной платы, привязанным к инфляции. Кандидаты видят, что скрытых комиссий нет, мелким текстом не вписаны дополнительные условия, что мы не можем что-то увеличить в одностороннем порядке. Все происходит на основе переговоров и понятных формул.

- Как долго вы рассматриваете заявки на резидентство?

- У нас нет сложных отборов и комиссий, и в этом наше преимущество. Некоторые государственные индустриальные парки устраивают целые слушания, где право стать резидентом надо завоевать. Мы же частная коммерческая организация, и в наших интересах рассмотреть кандидата как можно скорее. Система устроена так: заявку отправляют нам в электронном виде. Затем мы проводим переговоры с кандидатом, обсуждаем условия, предлагаем варианты размещения. Следующий шаг – встреча со строителями, энергетиками, техническими специалистами. Чем быстрее заявка поступит нам, тем быстрее мы ее отработаем. На это уходит минимальное время. 

- Многие приходят с предложением купить площади?

- Были и такие, но мы отказываем. На глазах примеры, когда в одном месте собирается множество собственников. Они не могут договориться между собой по принципиальным вопросам, и развитие территории останавливается. Поэтому мы сосредоточились на долгосрочной аренде. Можем предложить не только готовые корпуса, но и строительство под конкретного клиента. У нас есть свободные участки земли, которые можно использовать для build-to-suit – строительства быстровозводимых зданий под нужды конкретной организации. 

- Сколько средств было вложено в восстановление корпусов КЗКТ?

- Мы потратили около 110 миллионов в 2016 году, чтобы привести помещения в порядок. Работы продолжаются и сейчас. Цеха простаивали годами, нужно обновлять полы, потолки, стены, проводить розеточную сеть, восстанавливать краны. Если на один из неотремонтированных цехов найдется желающий, предположим, его будет устраивать площадь, то сядем за стол переговоров. Возможен такой вариант: вы сами проводите реконструкцию помещений, а мы учитываем расходы в счет арендной платы. Чем не инструмент привлечения? Резидент лучше нас знает, как должно быть устроено его производство, и учтет все тонкости во время ремонта. 

- За какой срок вы планируете окупить затраты?

- Не раньше, чем за 7-9 лет. 

- Какие вопросы задают резиденты в первую очередь?

- Требования у всех разные, и разговор каждый раз выстраивается в новом ключе. У кого-то специфическое производство, и помещения им нужны особые. Второй ищет 12-метровые потолки, третий спрашивает про мощность электроэнергии. Мы подбираем варианты. Индустриальный парк – не магазин готовых платьев, а ателье. Под каждого сошьем то, что нужно. 

- Как вы оцениваете инвестиционный климат в Курганской области?

- В России количество индустриальных парков и их резидентов растет год от года. Это говорит само за себя – схема работает. Но ситуация в Курганской области сложнее общероссийской. Сюда сложно привлечь внешнего резидента, и если такой появляется, мы берем его на карандаш. У нас налажены отношения с областной властью, и каждый крупный инвестор попадает на переговоры к нам через «Корпорацию развития Зауралья», департамент промышленности или экономического развития. Инвесторов немного, и с каждым стараемся найти взаимовыгодные интересы 

- Для индустриального парка имеет значение то, будет ли резидент местным или «варягом»? У вас есть свои предпочтения?

- Нет, мы рады видеть всех вплоть до иностранцев. Недавно в Екатеринбурге я встречался с финнами, чуть раньше – с компаниями из Прибалтики. Часто площадки приезжают смотреть тюменцы и челябинцы. Для меня разницы нет, но бизнес из других стран и регионов – это новые рабочие места и приток налогов в бюджет региона. 

- У местных промышленников есть свои обжитые площади. Думаю, их сложно завлечь даже вашими условиями.

- Согласен, но производство развивается, старые стены становятся ему тесными, и рано или поздно встает вопрос о расширении. К тому же люди умеют считать деньги. У нас дешевая аренда, низкие тарифы, нет необходимости начинать строительство. Можно перекомпоновать производство: перевезти в парк самые энергоемкие станки, а у себя оставить финишную сборку. Многие из курганских предпринимателей присматриваются к нам. К тому же все они в каком-то смысле патриоты: помнят, каким мощным был КЗКТ, сколько было сотрудников. Если здесь появится жизнь, пусть не в таких объемах, как раньше, все будут счастливы. 

- В планах у руководства области открыть четыре площадки, подобных вашей. Хватит ли на всех резидентов?

- В регионе много заброшенных промзон, которые можно оживить только этим способом. Привести в порядок инфраструктуру и привлекать людей – реально, наш пример это демонстрирует. Четыре – много это или мало? Сложно сказать, нужно выбрать правильную стратегию. Если один парк сделают сельскохозяйственным в Шадринске, другой создадут под арматурный кластер, третий будет специализироваться на работе с редкоземельными металлами, в этом случае у каждого из них будут свои резиденты. Я сторонник того, что конкуренция – всегда в плюс, но следует развести парки, чтобы они не мешали друг другу. Тогда они будут полезны области. 

- У вас уже есть конечное представление о том, как будет выглядеть индустриальный парк?

- Давайте встретимся года через три, и вы сами все увидите. ///

КОММЕНТАРИЙ

Денис Харлампиев, генеральный директор Курганского завода комплексных технологий – первого резидента Курганского индустриального парка:

- Наша компания производит мобильные генераторные установки для Крайнего Севера. Мы ровесники индустриального парка, и работаем с момента его открытия. То, что здесь вся инфраструктура готова для использования, безусловно, подкупает. Особенно наличие газа: он необходим нам, чтобы испытывать установки. Сварочную сеть мы провели сами, а вот мостовой кран здесь уже был. Вскоре установят еще два, потому что заказов много, темп работы интенсивный, и требуется расширение. Сначала мы занимали только четверть корпуса, затем арендовали еще три пролета. Сейчас снова собираемся брать дополнительный, благо масштабы парка позволяют.

В этом году мы заезжаем в административное здание и перевозим на территорию парка весь офисный персонал. На первом этаже будут душевые и комнаты отдыха для рабочих. На втором и третьем – инженерный состав и бухгалтерия. Здесь же мы поставим лабораторию, испытательный стенд, разместим высокотехнологичное производство – сборку электрических шкафов. Для них нужны чистые, вентилируемые помещения. 
За год производство очень развилось, и штат в ближайшее время мы увеличим на четверть – до ста человек. Все сотрудники курганцы, и транспортная доступность до места работы – значимый для них фактор. Хорошо, что индустриальный парк находится в центральной части города. 

PDF-версия интервью